Кружок
«Затейники»
01.10.2021
Тема: «Основы театральной культуры»
Цель: устранение дикционных недостатков и
ознакомление детей со стихотворением.
Задачи: учить проговаривать слова и фразы, встречающиеся в произведении
- развивать умение правильной дикции;
- воспитывать интерес к стихотворениям.
Задания:
1.
Устранение
дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.
Упражнения, направленные на развитие
артикуляционного аппарата и произношения.
Упражнение №1. Вытяните губы трубочкой, будто хотите
поцеловать кого-то на расстоянии, или произнесите звук «у-у-у» и затем широко
улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы. Повторите это
упражнение не менее 10 раз на счет «раз, два». «Раз» – губы вытянуты трубочкой,
«два» – переведены в широкую улыбку. В результате тренинга начальное напряжение
губ и щек должно исчезнуть.
Упражнение №2. Убедившись, что губы, сложенные в
трубочку- «хоботок», устойчиво зафиксированы, подвигайте «хоботком»
вправо-влево. Щеки должны быть неподвижны. Это получается не сразу, поэтому в
начале их можно придержать ладонями. Если не удается двигать губами-трубочкой
сидя или стоя перед зеркалом, положите зеркало на стол и выполняйте упражнение,
опустив голову вниз. Повторите упражнение 10 раз. Упражнение выполнено
правильно, если «хоботок» свободно движется влево и вправо при неподвижных
мышцах щек.
Упражнение №3. Глядя в зеркало, зафиксируйте «хоботок»,
а затем поднимите его вверх на счет «раз» и опустите вниз на счет «два».
Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Проделайте это упражнение
не менее 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимайте «хоботок» и так же медленно
опускайте. Это нелегкое, но очень эффективное упражнение для улучшения дикции.
Не старайтесь добиться большой амплитуды движения. Следите за свободой движения
«хоботка» и неподвижностью нижней челюсти и мышц щек.
Упражнение №4. Упритесь кончиком языка в верхнюю губу,
затем – в нижнюю. Повторите упражнение не менее 10 раз. Для снятия напряжения
сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну.
Дикционные упражнения, направленные на
развитие дыхания и силы голоса.
1.После разминки из предыдущих пяти
упражнений можно начать тренинг на четкое и правильное произношение звуков. В
русском языке 6 гласных звуков и начинать тренинг именно с них:
У О А Э И Ы
Эта последовательность образует линейку
гласных. При выполнении этих упражнений надо следить за дыханием и правильной
осанкой.
Упражнение №2. Вдохните, задержите дыхание и на
выдохе, «Посылая звук в темя или в «маску» (в нижнюю часть лба), стремясь,
чтобы гласная звучала коротко и резко. Как выстрел, а согласная – длинно,
произнесите следующие слоги:
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
Каждая линейка произносится на новом
вдохе. При выполнении этого упражнения не нужно следить за выдохом – он
естественным образом получится правильным. Повторить упражнение не менее 5 раз.
Надо проконтролировать, чтобы все звуки звучали четко, в голосовых связках не
было напряжения, а в горле не першило.
Упражнение №3. Соблюдая рекомендации к предыдущему
упражнению произнесите следующие слоги:
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
КУ КО КА КЭ КИ КЫ
ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ
Повторите упражнение 5 раз.
ПУ БУ ПО БО ПА БА ПЭ БЭ ПИ БИ ПЫ БЫ
КУ ГУ КО ГО КА ГА КЭ ГЭ КИ ГИ КЫ ГЫ
2 2. Выразительное чтение стихотворения. Почему у Маши
во рту каша?
Час обеда подошел,
Села Машенька за стол.
— Гав, гав, гав!
— Кто это к
нам?
— Гав, гав, гав!
— Кто это
там?
— Это я, ваш верный пес,
Ваш Арапка — черный нос.
День и ночь
Я дом стерег,
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать?
— Мяу, мяу!
— Кто ж
теперь
К нам царапается в дверь?
— Это ваша кошка Мурка,
Мурка —
серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала
из подвала,
Наработалась,
устала.
Не пора ли обедать?
— Куд-куда, куд-куда!..
— Кто еще
спешит сюда?
— Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила —
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Двери отперты,
и вот
Мама всех к столу зовет:
Пса Арапку,
Кошку-царапку,
Курочку рябку.
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке в миске,
В блюдечке — киске,
Курочке-несушке —
Пшена в черепушке,
А Машеньке — в тарелке,
В глубокой, не в мелкой.
Вопросы для детей:
Что нарисовано на картинке?
Кто пришел к Маше на обед?
Как зовут собаку, кошку?
Как кричат собака, кошка, курочка?
Что делали до обеда собака, кошка, курочка?
Комментарии
Отправить комментарий