"Изобразительное искусство" в 5 классе. 18.03.2021

 Тема: Исторический жанр.

Ребята, сегодня мы с вами переходим к другому жанру изобразительного искусства - это ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР. Все занятие будет посвещено этому жанру. 

Исторический жанр посвящается изображению значимых исторических событий,
явлений, военных деятелей. В основном обращается к историческому прошлому, но
может показать и недавние события, если современниками признано их историческое
значение.
Он часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историко-бытовые изображения),
портретом (деятели прошлого, портретно- исторические композиции), пейзажем
( исторический пейзаж). Но особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным
жанром, когда показываются исторические баталии (сражения, битвы), военные события.
Исторический жанр может быть представлен и в живописи, и в скульптуре и в графике
(ученики рассматривают репродукции, иллюстрации в книгах, учитель называет авторов
и названия картин и скульптур).
Исторический жанр посвящается изображению значимых исторических событий,
явлений, военных деятелей. В основном обращается к историческому прошлому, но
может показать и недавние события, если современниками признано их историческое
значение.
Он часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историко-бытовые изображения),
портретом (деятели прошлого, портретно- исторические композиции), пейзажем
( исторический пейзаж). Но особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным
жанром, когда показываются исторические баталии (сражения, битвы), военные события.
Исторический жанр может быть представлен и в живописи, и в скульптуре и в графике
(ученики рассматривают репродукции, иллюстрации в книгах, учитель называет авторов
и названия картин и скульптур).

Исторический жанр посвящается изображению значимых исторических событий, явлений, военных деятелей. В основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если современниками признано их историческое значение.

Он часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историко-бытовые изображения), портретом (деятели прошлого, портретно- исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Но особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии (сражения, битвы), военные события.

Исторический жанр может быть представлен и в живописи, и в скульптуре и в графике (ученики рассматривают репродукции, иллюстрации в книгах, слайды презентации, учитель называет авторов и названия картин и скульптур). 

Истоки возникновения исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных событиях переплетались с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте - рельефы и росписи стен на темы битв, походов, путешествий, побед правителя и его войска. В древней Греции – мифические темы и образы на вазах, на рельефах, в Риме - рельефные изображения сцен венных триумфов. В средневековой Европе религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальным событиям придавался священный смысл (рисунки ковров, миниатюры).

Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе (14-16 века), чему способствовала вся культура гуманизма и пробуждение интереса к историческим знаниям (настенные росписи с изображением битв и реальных событий).

К 17 веку в искусстве уже окончательно оформились жанры (особенно- с появлением станкового искусства) и исторический жанр занял ведущие позиции в классицизме. Утвердилось мнение, что этот жанр - высокий, включающий и исторические сюжеты, и религиозно- мифологические сюжеты. Композиции представляли античных героев и властвующих монархов 

Рембрандт. Ночной дозор

В России исторический жанр получил развитие в 18-19 вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями. Особая роль принадлежала большой по размеру тематической картине, скульптурным памятникам и портретам на тему войны 1812 г. Выдающимися мастерами исторической живописи были К.Брюллов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.М. Васнецов, Н.Н.Ге и другие.

В.И. Суриков



В 19-20 веках художники в произведениях исторического жанра отразили события многих революций, борьбу с фашизмом, события освободительных движений в разных странах (О.Роден, П.Пикассо, М.Греков, А.А. Дейнека, П.Д. Корецкий и др.)

М. Греков

Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.

Три произведения исторического жанра: скульптура М.М. Антокольского “Иван Грозный”, портрет В.Васнецова “Царь Иван Грозный” и картина И.Репина “Иван Грозный и сын его Иван”.

Они показывают нам одного человека- Ивана Грозного, находящегося в разных жизненных ситуациях, изображенного с разных позиций авторов произведений.

На портрете В.Васнецова- это великий царь, правитель, властный человек, а на картине И.Репина царь испуган, охвачен ужасом. Это видно и по выражению лица, по жестам.

Это уже не властелин и самодержец, а просто человек, отец, совершивший под влиянием эмоций убийство собственного сына, осознавший это и раскаявшийся.

Картина показывает страшную сцену, но призывает к милосердию и добру.

В этом великая сила искусства: через противоречие дойти до души человеческой и донести призыв о добре и сострадании.

Следующая работа-скульптура М.М. Антокольского “Иван Грозный”. Здесь герой как будто уставший, состарившийся и уже не такой грозный. Здесь – другой образ царя (хотя рука все еще сжата в кулак), он с опущенной головой, постаревший, в раздумье.

Три произведения и три разных образа одного человека. Сила искусства помогает понять не только, что и как изображено, но и задуматься о себе и своих поступках.

Почему художники обращаются к историческим событиям?

На всех картинах изображены реальные исторические события. Художникам это очень интересно - путешествовать по миру и по временам. Зритель вместе с художником начинает тоже путешествовать и узнает, как жили люди, какие события происходили, за что боролись и какие были герои, какие вещи и предметы окружали людей, узнают об архитектуре и природе. Кроме того, художник доносит до зрителей свое собственное мнение и отношение к изображаемому событию. Мы ощущаем это через характеры героев картины. Все изображение, словно живое, и мы переживаем прошлое как в жизни. Видим людей, их отношения, задумываемся о смысле событий, о смысле побед и поражений, о том, почему люди совершают подвиги. А страдают люди и совершают подвиги для того, чтобы защитить своих близких, страну, Родину. Такие люди- герои, им хочется подражать, быть такими же смелыми, отважными, решительными.

Художники своими работами учат нас добру, мужеству, героизму, красоте поступков человека. Каждая картина, скульптура доносит до нас не только реальные исторические события (хотя и это тоже важно), но и образ, прочувствованный автором (подтекст), который говорит часто даже сильнее изображения: в композиции, в движении, в цвете.

Посмотрите видео по ссылке:

https://yandex.fr/video/preview/?filmId=10403220786115838525&parent-reqid=1616049708820019-1157951708135899053400278-prestable-app-host-sas-web-yp-102&path=wizard&text=исторический+жанр+в+изобразительном+искусстве+урок&wiz_type=vital 

Спасибо за занятие. Хорошего дня.

Комментарии