У композиции есть свои законы. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений.
Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный — на светлом.
Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции — картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» (ил. 37). Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах. Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное.
Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.
Запомните:
— ни одна части композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
— части не могут меняться местами без ущерба для целого;
— ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила.
Ритм всегда подразумевает движение.
Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.
Правило передачи движения:
— если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным ;
— эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
— для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.
В другом случае кажется, что конь остановился на полном ходу. Край листа не дает ему возможность продолжить движение.
Правило передачи покоя:
— если на картине отсутствуют диагональные направления;
— если перед движущимся объектом нет свободного пространства ;
— если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
— если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной .
Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Например, на картине К. Коровина «Зимой» , несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения по следующим причинам: геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.
Передача симметрии и асимметрии в композиции
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий
В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины
Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан
В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половина неуровновешены
а. Симметричная композиция,
б. Асимметричная композиция
Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.
Передача равновесия в композиции
В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции.
Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если у вас нет рамки, то можно просто сложить ладони так, как показано на рисунке.
Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) и ее размер.
В эскизе прорисовывается общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскиза. Далее обычно выполняется рисунок композиции, затем живописное или графическое ее воплощение.
Домашнее задание:
А теперь попробуем сами составить натюрморт. Вариантов построения композиции может быть много. Составьте несколько натюрмортов из одних и тех же предметов (ваза, 2 яблока, лимон, нож), которые выражают:
1. Статику
2. Динамику
3. Равновесие
4. Неуравновешенность
5. Симметрию
6. Асимметрию
Наиболее удачной является композиция, в которой достигается ритмическое разнообразие линий и объемов. Предметы красиво расположены на плоскости стола, составляют очень живописную группу, уравновешивают друг друга.
Но даже и в одной композиции можно подчеркнуть разные моменты, каждый раз добиваясь новой образной выразительности.
Комментарии
Отправить комментарий