"Изобразительное искусство" в 5 классе. 14.01.2021

Тема: «Художественный язык изобразительного искусства».

Здравствуйте, на втором занятии мы с вами познакомимся с художественными инструментами и материалами (пастель, сангина). И изобразим озеро. Для этого необходимо подготовить тетрадки для написания главных терминов, лист бумаги, обычный карандаш, терка.

Все материалы делятся на графические и живописныеРассмотрим графические материалы.

Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры, различные ручки, соус, сангина, сепия, а также тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть.

Графитный карандаш. Он имеет сероватый тон, с легким блеском, без интенсивной черноты. Проведенные карандашом штрихи плотно ложатся на бумагу и не требуют закрепления. Карандаши различают по твердости (или мягкости) и обозначаются буквами Т, МТ, М (зарубежные марки – Н, НВ, В) с цифрой – показателем перед буквой, указывающей на большую твердость или мягкость карандаша. Обычно работу начинают карандашом средней мягкости – ТМ или М – и затем переходят к более мягким номерам.

Выбор определенной мягкости или твердости карандаша зависит от задачи, стоящей перед рисующим. Например, очень мягкими карандашами типа 5М и более, удобнее выполнять быстрые наброски.

Применение мягкого карандаша мы можем наблюдать в «Портрете художника С. Комисаренко» выполненного И.И. Тартаковским.


Перед началом любой работы карандаш следует хорошо заточить. Точим карандаши не точилкой, а канцелярским ножом. Заточка тоже бывает разной – острой, тупой, плоской (лопаточкой), в зависимости от того, какую по характеру необходимо провести линию.

Во время рисования карандаш держат на значительном расстоянии от заточенного кончика грифеля двумя пальцами – большим и указательным, опираясь при этом на лист бумаги мизинцем. Когда требуется более детальная проработка рисунка, карандаш держат тремя пальцами. Необходимо помнить, что на начальном и конечном этапах работы не следует держать карандаш тремя пальцами, так как при таком варианте, ребро ладони опирается на лист и пачкает рисунок. Лучше держать карандаш двумя пальцами и опираться на лист бумаги мизинцем, тем более, что при таком варианте удобнее проводить длинные, легкие линии и штрихи. Карандаш довольно легко стирается резинкой.

 

Соус представляет собой жирные черные палочки цилиндрической формы. Он дает приятный бархатистый тон. Соусом можно работать сухим и мокрым способом. В первом случае можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки. Во втором случае его необходимо растереть. Работа мокрым соусом позволяет выполнять переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей.

Особый интерес представляют работы российского художника Н.Д. Блохина. Портреты, выполненные соусом дают эффект материальности, естественности, случайности состояния и настроения. В работе «Алиса» художник мастерски передает состояние трепетности, нежности молодой девушки. Точные линии создают выразительный контур лица модели, подчеркивают плавность ее округлых форм. В другой работе «Весельчак», Блохин заостряет внимание на эмоциональной характеристике лица мужчины. Остро подмечена и передана мимика лица: верхняя губа и крылья носа приподняты, щеки более выпуклые, глаза сужены, образуются морщинки в уголках глаз. 



Сангина, так же как и уголь широко применяется в графических портретах. Изготавливается сангина в виде коричневых или рыже-красных палочек и дает теплый красноватый или темно-коричневый цвет. Сангина имеет большую мягкость и хорошо размазывается по бумаге. В работе с данным материалом применяются те же приемы, что и с углем. При растирании сангина несколько меняет цвет, тон и фактуру. Мякишем белого хлеба, размятого в руке, можно протирать светлые участки. 

Тушь. Рисунок тушью обладает большими художественно-выразительными возможностями. В настоящее время тушь изготавливают разных цветов. Для рисунка тушью применяют кисть и перо. Кисти выбирают мягкие, обычно колонковые. Работы, выполненные при помощи туши и кисти, приближаются к акварели. Используя кисть и разбавив тушь водой, можно добиться, как и в акварели, разнообразных тональных переходов. Таким образом, на первое место выступает не контур, определяющий границы форм, а тональность, создаваемая сочетанием темных и светлых пятен. Тушь является несмываемым материалом поэтому, требует большой аккуратности в работе.

нструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер в 1960-е годы произвёл революцию в мире пишущих средств. А теперь прочно вошёл в быт и технику рисования. Он легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твёрдой и уверенной рукой. Фломастеры бывают толстые и тонкие, различных цветов.

Живописные материалы – это краски, которые дают художнику богатые возможности в изображении мира. В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Эта красочная основа – порошок - называется «пигмент». Что бы из него сделать краску, надо найти подходящее связующее вещество. 

Акварель (фр. Aquarelle,от лат. Aqua-вода) приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели - её прозрачность. Вода, которой растворяется краска, способствует тонкому распределению её на поверхности бумаги.

Гуашь – краска не прозрачная, плотная высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, на ткани, картоне, фанере. Её преимущества: легко отмывается или отстирывается, быстро высыхает на любом материале, поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом.

 Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью (лаки, растворители). Они густые и непрозрачные.

А сейчас предлагаю познакомиться со свойствами художественных материалов на практике. Начнем с простых карандашей, для этого нам понадобятся карандаши разной мягкости, лист А4, терка. Вам необходимо изобразить озеро. 



То есть добавлений к озеру может быть много. Примеры перед вами.

Вот видео для примера - https://www.youtube.com/watch?v=Rulk9G-P9PQ.

Жду ваших работ. Если есть какие-то вопросы, подходите или пишите мне. 











Комментарии